Copyright © All rights reserved | This template is made with by Colorlib

Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского

Рецензия на телефильм «П.А.Флоренский и А.М.Флоренская», серия «Больше чем любовь»

(Телеканал «Россия-Культура», студия «Фишка-фильм», 2014. Сценарий - игумен Андроник, И.Звездочетова. Режиссер И.Звездочетова)

 

В начале марта 2014 года в серии «Больше чем любовь» вышел телефильм, посвященный священнику Павлу Флоренскому и его супруге Анне Михайловне. По замыслу серии, каждый фильм должен быть посвящен супруге известного лица. В данном случае авторитет и известность священника Павла Флоренского несколько перевесили то значение, которое Анна Михайловна имела в его жизни, и это, пожалуй, единственный существенный недостоток фильма. Впрочем, поскольку ою Анне Михайловне широкой публике практически ничего не известно, то и недостаток этот замечен не будет.

Супружество священника Павла Флоренского и Анны Михайловны выдвигает целый ряд проблемных вопросов, которые фильм обходит: отец Павел происходил из элитарно-культурной среды - Анна Михайловна была рязанской крестьянкой; отец Павел - религиозный философ, религия для него не только органическая жизнь в Церкви, но и предмет размышлений - для Анна Михайловны жизнь в Церкви это таинство, впитанное с молоком матери и не поддающееся, не нуждающееся в рациональном осмыслении. Вероятно, и сам образ Анны Михайловны - жены священника, весьма редок для телефильмов. Какое влияние оказала Анна Михайловна на личность и творчество супруга - на все эти вопросы фильм не дает ответа, да они и не ставятся. Фильм обходит их, и это делает его особо тактичным, сдержанным. Фильм лишен истеричности, надрыва, и таинство супружества отца Павла и Анны Михайловны раскрывается пред зрителем одной стороной: нравственным соучастием супруги в мученическом подвиге супруга. Фильм обильно использует письма отца Павла, участие в нем приняли внуки: П.В.Флоренский и М.С.Трубачева. Часть съемок была сделана в Музее священника Павла Флоренского (Москва) и в мемориальном доме (Сергиев Посад). Фильм несомненно является удачей в раскрытии образов супругов, и отмеченные недостатки - следствие особой зоркости рецензента.